Что такое цикличная экономика, и почему крупные компании, постепенно ее внедряют?

Цикличная экономика (также замкнутая экономика) – это концепция, которая является неотъемлемой частью устойчивого развития. В ней рассматриваются способы повышения качества окружающей среды и жизни человека за счет повышения эффективности производства. Чем выгодна эта концепция?

У истоков концепции циркулярной экономики

Представление о круговороте имеет глубокое историческое и философское происхождение. Идея циклов в реальных мировых системах без преувеличения является древней, и нашла отражение в различных философских школах.

Что такое круговая экономика, и почему крупные компании типа Ikea или Renault, постепенно ее внедряют?
Что такое круговая экономика, и почему крупные компании типа Ikea или Renault, постепенно ее внедряют?

Происхождение этого термина связано с книгой немецкого химика Майкла Браунгарта и американского архитектора Уильяма МакДонаф «От колыбели до колыбели: переделывая то, как мы делаем вещи».

В экономике замкнутого цикла экономическая деятельность укрепляет и восстанавливает общее состояние системы. Переход к экономике замкнутого цикла означает не только корректировки, направленные на снижение негативного воздействия линейной экономики. Скорее, он представляет собой системный сдвиг, который обеспечивает долгосрочную устойчивость, создает деловые и экономические возможности и обеспечивает экологические, социальные выгоды. Почему в настоящее время это понятие часто меняется? Цифры, факты и прогнозы, которые из них следуют, являются четким предупреждением о том, что нынешняя ситуация экономического развития неустойчива.

Неограниченный рост на планете с ограниченными ресурсами

Уже в 2009 году чрезмерный мировой спрос, во многом благодаря рекламе в обществе потребления, на сырьевые товары в 1,5 раза превышал тот, который планета способна обеспечить, и, более того, в устойчивом темпе. Текущие модели потребления в сочетании с прогнозируемым ростом населения до 10 миллиардов человек к 2050 году показывают, что глобальный спрос в три раза превысит устойчивый объем производства на нашей планете.

Одна только Европа производит 2,5 миллиарда тонн отходов в год, из которых около 50% попадает на свалки или мусоросжигательные заводы. В результате мы безвозвратно лишаемся редких материалов.

Например, на некоторых свалках сейчас концентрация золота выше, чем на золотых приисках. Одна из причин такой ситуации заключается в том, что большинство материальных потоков имеют линейный характер. Первичное сырье, такое как нефть, металлы или деревья, добывается, превращается в продукты и в конце своего жизненного цикла попадает на свалку или мусоросжигательную печь. Не помогает ситуации и то, что 95% товаров попадают в корзину через 6 месяцев после покупки. Среднестатистический европеец потребляет 16 тонн материала в год, и только 5% стоимости возвращается в экономическую систему.

Сегодня данные показывают, что стремление к неограниченному экономическому росту, основанному на линейных принципах, в сочетании с неустойчивыми источниками и потреблением, приводит к драматическим последствиям для окружающей среды, общества и экономики. Но как мы можем удовлетворить потребности растущего населения, когда мы уже сейчас сталкиваемся с негативными последствиями нашего потребительского образа жизни?

Циркулярная экономика предлагает решение

Внимание многих экспертов, посвятивших свою работу и жизнь разрешению этого неизбежного глобального кризиса, в последнее время сосредоточено на концепции циркулярной экономики. Связь между экономической выгодой и защитой окружающей среды может показаться нелогичной. Практика показывает, что все наоборот. Хотя в учебниках нет прямого определения, экономика замкнутого цикла часто определяется как концепция, в которой нет отходов. Она черпает вдохновение в природных экосистемах, основанных на совершенных и функциональных циклах органических питательных веществ. Основные принципы, ее определяющие, включают:
• закрытие материальных потоков в функциональных и бесконечных циклах, где они не теряют ценности;
• получение энергии из возобновляемых и устойчивых источников;
• разработку продуктов и услуг, не оказывающих негативного воздействия на природные экосистемы и человеческие ресурсы.

Как это на самом деле работает?

По сравнению с линейной моделью, экономика замкнутого цикла отделяет экономический рост от необходимости добывать новые и редкие материалы. Основное внимание уделяется возобновляемости и устойчивости.
На самом деле это достигается за счет сосредоточения внимания на:
• экономии материалов;
• повторном использовании;
• ремонте;
• изменении эко-дизайна изделий;
• удовлетворении потребностей клиентов с помощью новых услуг вместо продаж;
• замены права собственности на сдачу в аренду с максимизацией потенциала продукта.

Примеры успешных циркулярных компаний: Renault и Ikea

Примеры компаний, применяющих принцип замкнутого цикла в своих процессах, показали, что это может принести значительную прибыль. Например, французскому автомобилестроителю Renault удалось сократить потребление энергии и воды на 85% за счет использования и ремонта старых автомобильных запчастей вместо производства новых. Благодаря экономии материалов и энергии Renault смогла предложить своим покупателям на 30-50% более дешевый продукт того же качества.

Циркулярная экономика также приносит многообещающие результаты на макроэкономическом уровне. В 2015 году McKinsey & Company подсчитала, что, применяя принципы циркулярной экономики, Европейский Союз, исторически зависящий от импорта сырья со всего мира, может не только решить свои экологические и социальные проблемы, но и сэкономить 1,8 триллиона евро к 2030 году.

Принципы циркулярной экономики и ее преимущества относительно ясны и логичны. Так в чем проблема? При рассмотрении барьеров, препятствующих реализации принципов циркулярной экономики на практике, обычно выделяют четыре основных области: культурную, рыночную, технологическую и нормативную. В исследовании «Преодолевая барьеры для циркулярной экономики», в котором участвовали 153 международные компании и более 100 экспертов из ряда правительственных и неправительственных организаций, были выявлены два основных препятствия – культурный и рыночный. Однако, отдельные барьеры взаимосвязаны во многих областях. Давайте разберемся, для чего они характерны, и как их преодолеть.

Культурные барьеры

Культурные барьеры могут влиять как на потребителей, так и на компании. Потребители не так заинтересованы в экологически ответственных товарах и услугах, и в то же время они великие традиционалисты: российские потребители привыкли покупать известные, проверенные временем бренды. У сотрудников компаний нет особого желания участвовать в переходе к зеленому бизнесу. Кроме того, корпоративная культура, корпоративная социальная ответственность или устойчивость бизнеса обычно не являются темой для «сильных» сфер деятельности, таких как бизнес или финансы, но, как правило, они находятся в сфере ответственности отделов маркетинга, HR или CSR.

Решение

Большинство этих препятствий являются лишь вопросом умственной установки. Круговую экономику необходимо рассматривать как часть трансформации общества в целом. Частью перехода к циклическому бизнесу является изменение отношений между поставщиком и клиентом, изменение бренда или изменение бизнес-модели (моделей). Все важные стороны должны быть вовлечены. Однако, прежде всего, необходимо, чтобы высшее руководство отвечало за повестку дня.

Одним из хороших примеров того, как реализовать принципы циркулярной экономики во всей компании, является IKEA . На глобальном уровне за эту тему отвечает топ-менеджер, который определяет выполнение циклических действий по всей цепочке спроса и предложения.

Насколько экологична ИКЕА? Что ж, с каждым днем бренд становится более экологичным. Благодаря домашним солнечным батареям, вегетарианским хот-догам, кухонным дверям из переработанных пластиковых бутылок и решениям по энергосбережению они прокладывают путь к удешевлению более экологичного дома для многих людей. Руководство считает, что должно дать людям возможность жить более экологичным образом, сосредоточив внимание на стимулировании изменений с помощью доступной, пригодной для вторичной переработки и энергоэффективной конструкции зданий. Потому что, как однажды сказал Ингвар Кампрад: «Нет метода эффективнее, чем хороший пример».

Согласно опросу CSR & Reputation Research 2016, 68% жителей России готовы доплачивать за экологически чистый продукт. В одноименном исследовании 2017 года 72% приходится на молодых людей до 24 лет. При этом согласно исследованию, только 5% сотрудников не учитывают (даже экологическую) ответственность своего работодателя. Кроме того, потребители все больше привыкают покупать новые продукты и требовать новых услуг. Таким образом, эти тенденции открывают большой рыночный потенциал для экологически чистых продуктов и услуг.

Технологические барьеры

Самой большой проблемой в этой области, по-видимому, является низкая доступность новых технологий и их высокая стоимость приобретения.

Еще одним препятствием является слабое сотрудничество бизнеса с научным и технологическим миром, особенно с университетами и исследовательскими учреждениями. Требование поставлять продукт из переработанного материала или отремонтированный продукт того же качества, что и «оригинальный продукт», также является препятствием для развития.

Решение

Целью делового сектора должно быть долгосрочное давление для реализации конкретных мер в области циркулярной экономики. Внедрение принципов циркулярной экономики является одним из приоритетов Евросоюза на ближайшие годы, и в настоящее время Европа планирует не отставать.

Преимущества круговой экономики в нескольких цифрах

  1. McKinsey & Company подсчитала, что принятие принципов циркулярной экономики может принести в Европе 1,8 триллиона евро ежегодных сбережений с 2030 года и доход 600 миллиардов евро в год.
  2. По данным Европейской комиссии, замкнутая экономика должна создать 2 миллиона новых рабочих мест.
  3. 80% парниковых газов поступает из цепочки поставок, которую частично устраняет вторичное использование продуктов.
  4. Нет сомнений в преимуществах переработки: производство одной тонны переработанного пластика сэкономит 5 баррелей нефти и предотвратит выброс 1,6 тонны CO2 в атмосферу.
  5. Согласно опросу CSR & Reputation Research 2016, 68% жителей России готовы доплачивать за экологически чистый продукт.
  6. Благодаря каршерингу, интеллектуальным материалам, автономному вождению и электромобильности, цена за километр может быть снижена до 75% к 2030 году. В сельском хозяйстве новые технологии могут повысить эффективность использования удобрений и воды до 30% .
    Видите? Связь экологии и бизнеса – это не научная фантастика. Нужно всего лишь начать. А что вы думаете о круговой экономике?


Всего комментариев: 1

  • Освещение в доме. Помощь в выборе. | ▶

    13 мая, 2021 | 08:42 | Ответить

    […] Цикличная экономика и ее использование. […]

Ответить Освещение в доме. Помощь в выборе. | ▶ Отменить ответ

Ваш email не будет опубликован.

Adblock
detector